27
мая

Транспорт и логистика 27.05.2015

ОАО «РЖД» ждет ускорения спада грузоперевозок; субсидирование РЖД для достижения положительного финансового результата компании более целесообразно, чем индексация тарифов на грузоперевозки сверх базового уровня; услуги на платное размещение вагонов приносят ощутимые результаты; погрузка на сети РЖД снижается третий год подряд, из-за чего ставки на аренду вагонов (то, на чем зарабатывают железнодорожные операторы) держатся на минимуме.

ОАО «Российские железные дороги»

Газета «Коммерсантъ» №91 27.05.2015 г.

 Юлия Галлямова, Ольга Мордюшенко

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ТЕРЯЮТ НА СТРОЙКАХ

 

ОАО РЖД ждет ускорения спада грузоперевозок

ОАО РЖД дало крайне пессимистический прогноз погрузки на июнь — падение на 5,3%. По данным вице-президента монополии Вадима Морозова, участников рынка и экспертов, ключевым фактором спада становится снижение внутреннего спроса, а основной вклад в него вносит строительная отрасль. Поставки сырья на экспорт также не компенсируют спада в РФ, а официальные прогнозы правительства не предполагают положительных изменений раньше третьего квартала.

В проект плана ОАО РЖД на июнь предлагается внести падение погрузки на 5,3%, до 3,1 млн. тонн, сообщило вчера корпоративное издание монополии «Гудок» со ссылкой на совещание у вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова от 25 мая. По этим данным, снижение связано в первую очередь с падением внутреннего спроса и может коснуться почти всех видов грузов — строительных (-14,5%), цемента (-17,9%), промышленного сырья (-13,4%), а также нефти и нефтепродуктов. В ОАО РЖД вчера отказались это комментировать, отметив лишь, что сокращение перевозок фиксируется также и в экспортном направлении — по руде и черным металлам.

ОАО РЖД с прошлого года регулярно фиксирует месячное падение погрузки, но до сих пор оно было менее масштабным. Так, в апреле погрузка упала на 2%, до 3,3 млн. тонн. При этом официальный прогноз монополии на год исходил из падения на 1,1%, тогда как господин Морозов, прогнозируя июньский спад на 5,3%, ожидал за полгода общего снижения погрузки на 2,1%.

Опрошенные «Ъ» источники среди железнодорожных операторов вчера согласились с предварительным прогнозом ОАО РЖД на июнь, указав и на фактор сезонности, и на общее падение мировых цен, а также промпроизводства в РФ. «Традиционно летом падают перевозки нефтяных грузов по железной дороге, поскольку во время навигации активно используют водный транспорт»,— говорит один из собеседников «Ъ». Кроме того, в это время возникают проблемы со сбытом угля на экспорт, поскольку «сезон обогрева прошел, а создавать резервы пока рано». Но, по словам источника «Ъ» в нефтяной отрасли, помимо сезонности есть и другие причины падения погрузки: плановое снижение нефтепереработки, что связано с текущей макроэкономической ситуацией, и отток железнодорожных грузов на трубопроводы. Другие источники «Ъ» среди операторов отмечают, что в июне перевозки угля могут упасть как минимум на 5%. «Безусловно, скажется и падение мировых цен на уголь, и укрепление рубля»,— говорит один из них. Глава информационно-аналитического центра СОЖТ (объединение крупнейших железнодорожных операторов) Игорь Лебедь согласен, что при снижении мировых цен на большинство сырьевых товаров грузоотправителям менее выгодно работать на экспорт. Это подтверждают в НП «Русская сталь» (объединение металлургов), отмечая, что на падение экспорта металлов влияет и рост экспортных железнодорожных тарифов в 2015 году сразу на 23,4%.

Но и на внутреннем рынке негативная ситуация: на прошлой неделе Росстат опубликовал данные о падении промпроизводства в РФ в апреле на рекордные с 2009 года 4,5%. В первую очередь спад коснулся добывающей промышленности (на 7,2%), а в целом в январе--апреле промпроизводство снизилось на 1,5%. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев говорил, что в последующие месяцы также следует ожидать негативной динамики, а положительные изменения будут только в третьем квартале. По мнению главы Минпромторга Дениса Мантурова, рост промпроизводства начнется только после снижения ключевой ставки Банка России (сейчас — 12,5%).

По оценке Игоря Лебедя, в июне продолжится снижение перевозок строительных грузов, что связано, в частности, с сокращением финансирования строительств автодорог. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что строительная отрасль сильнее всего скажется на погрузке ОАО РЖД: объемы государственных и частных заказов падают, при этом доступ к финансовым ресурсам ограничен. Идет масштабное снижение производства нерудных стройматериалов (в апреле — на 25,7% к тому же месяцу 2014 года), бетона (на 25,3%) и ЖБИ (на 19%), говорит господин Бурмистров, При этом показатели мая, по его словам, хуже: инвестиционный спрос не восстанавливается, а ситуация на потребительском рынке ухудшается. В «Русской стали» подтвердили, что сейчас особенно ощущается спад в строительном сегменте, который традиционно является главным потребителем металла.


 

InfraNews 26.05.2015 г.

 

МЭР ПРЕДЛАГАЕТ СУБСИДИРОВАТЬ РЖД ВМЕСТО

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНДЕКСАЦИИ ТАРИФОВ

 

Замминистра экономического развития Николай Подгузов заявил, что субсидирование РЖД для достижения положительного финансового результата компании более целесообразно, чем индексация тарифов на грузоперевозки сверх базового уровня. Об этом сообщает ТАСС.

В МЭР полагают, что субсидии позволят смягчить нагрузку на систему по индексации по верхней границе. По оценкам министерства, 25-27 млрд. руб. закроют дополнительную индексацию тарифа в 2,5% с установлением ставки на уровне 7,5%. Подгузов отметил, что потери от пригородных перевозок не учитываются в индексации тарифа, поскольку он отражает деятельность РЖД только по грузоперевозкам.

Как сообщалось ранее, в правительстве обсуждается индексация тарифов в 2016 году на 7,5-11%. В отношении железнодорожных перевозок предложено 7,5-10%. Президент РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, заявлял, что компании требуется 140 млрд. руб. субсидий при таком уровне индексации грузового тарифа в 2016 году. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев назвал запросы РЖД на субсидии завышенными в 2-3 раза.

Кроме 140 млрд. руб. субсидий на поддержание финансовой устойчивости, РЖД рассчитывает получить еще 25 млрд. руб. из бюджета в качестве компенсации убытков от пригородных перевозок и 166 млрд. руб. – на увеличение пропускных способностей инфраструктуры.


 

Газета «Гудок» 27.05.2015 г.

Игнат Вьюгин

 

НЕ ТОЛЬКО В ДВИЖЕНИИ

 

Услуги на платное размещение вагонов приносят ощутимые результаты

За последние два месяца количество вагонов, временно размещённых на путях общего пользования на платной основе, возросло почти в три раза. Такой вид услуги уже давно оказывается владельцам подвижного состава, но сегодня она стала более востребованной.

Причин несколько. Одна из них обусловлена снижением объёмов перевозок и, как следствие, высвобождением грузовых вагонов. А вторая – совершенствованием эксплуатационной работы, о чём свидетельствуют рост маршрутной скорости поездов и ускорение выгрузки вагонов.

Как сообщили в Центральной дирекции управления движением, в среднем в сутки на путях общего пользования в мае находилось более 31 тыс. вагонов на платной основе. И, как отметил начальник дирекции Павел Иванов, резервов здесь ещё достаточно. Так, пока их размещение неравномерно по сети – наибольшее количество находится на Октябрьской и Московской дорогах. Чуть меньше – на Приволжской и Свердловской магистралях. Как пояснили в дирекции, на данные дороги приходятся основные объёмы выгрузки на сети, однако высвободившиеся порожние вагоны не всегда сегодня востребованы под погрузку. К тому же на полигонах этих дорог находится наибольшее количество станций, разрешённых для отстоя подвижного состава.

Заместитель начальника службы движения Приволжской дирекции управления движением Сергей Корабельщиков подтвердил, что количество вагонов, за отстой которых в пути следования без прерывания договоров на перевозку вносится плата, увеличилось. Они размещёны на тех путях, которые не задействованы в перевозочном процессе.

Но такие резервы есть не на всех дорогах. Начальник Челябинского отдела коммерческой работы Южно-Уральского ТЦФТО Антон Плацинда сообщил, что желающих разместить на инфраструктуре свой подвижной состав и заплатить достаточно. «Но когда станции ещё строились, не было избытка вагонного парка и на его отстой пути не были рассчитаны. Кроме того, в период снижения объёмов перевозок ряд станций был закрыт. На пропускной способности дороги это не отражается, но, чтобы использовать инфраструктуру в качестве коммерческой, стоит рассмотреть возможность восстановления когда-то разобранных путей», – сказал он.

В любом случае работа в этом направлении будет продолжена. Это позволит значительно сократить претензии за просрочку в доставке, увеличатся и доходы компании. Определённые ожидания связаны и с введением платы за предоставление путей в соответствии с вступившими в силу с 1 апреля поправками в Устав железнодорожного транспорта. 


 

Грузообразующие объекты

Газета «Ведомости» 27.05.2015 г.

Милана Челпанова

 

СТАРЫЕ СПОРЫ О СТАРЫХ ВАГОНАХ

 

Погрузка на сети РЖД снижается третий год подряд, из-за чего ставки на аренду вагонов (то, на чем зарабатывают железнодорожные операторы) держатся на минимуме. Прогнозы РЖД по погрузке на 2015 г. не оптимистичны: она снизится еще на 1,3% до 1,209 млрд. т, говорится в обновленном финплане РЖД на 2014–2016 гг. Монополия опасается сокращения объемов перевозок нефтяных грузов, экспортных перевозок угля. Однако уже в 2016 г. погрузка вырастет на 1,1%, достигнув уровня 2014 г., следует из финплана. Что послужит драйвером роста, монополия не раскрывает.

  Ключевая проблема

На совещании о ситуации на рынке железнодорожного подвижного состава (прошло в Тихвине в марте) министр промышленности и торговли Денис Мантуров обозначил ключевую проблему отрасли – избыток старых вагонов. Их, по словам министра, 150 000–250 000 (24% от всех вагонов). На том же совещании Мантуров предложил способы сокращения профицита: ключевая мера – повышение тарифа на порожний пробег вагонов, срок службы которых продлен на 48%. Это, по его данным, может помочь как операторам, там вагоностроителям, которые из-за снижения спроса на вагоны продают их аффилированным структурам. Эта мера может поднять среднюю ставку на рынке с 500 до 830 руб. в сутки, говорится в презентации Мантурова. А такая ставка обеспечит денежный поток, необходимый операторам для обслуживания кредитов, ремонта вагонов и лизинговых платежей. Повышение доходов операторов позволит им обновлять парк, покупая по 40 000 новых вагонов в год. В проекте протокола к совещанию была и более радикальная мера борьбы со старыми вагонами – запрет продления сроков их службы. Но в итоговом варианте остался только пункт об увеличении стоимости порожних рейсов.

Однако идея Минпромторга о повышении стоимости перевозки старых вагонов на 48% не нашла поддержки у остальных министерств. Минтранс и Минэкономразвития выступили против. Но правительство не отказалось от идеи сделать вагоны с продленным сроком службы менее рентабельными, чем новые. Сейчас, например, обсуждается введение штрафов за поломку вагонов и страхование ответственности операторов. Это меры экономического стимулирования эффективной эксплуатации вагонов, а не попытка заставить операторов списывать старые вагоны, говорит представитель Первой грузовой компании (ПГК; принадлежит Владимиру Лисину).

Подорожают в обслуживании не только старые вагоны, но и те, которые не задействованы в перевозке груза. С 1 апреля вступили в силу поправки в устав РЖД, которые ввели платы за сверхнормативное нахождение на путях порожних грузовых вагонов, не задействованных в перевозках. Если пустой вагон находится на путях РЖД более 24 часов, владелец должен платить за его стоянку в 5 раз больше. По мысли чиновников, это должно подстегнуть операторов к списанию старых вагонов. Но гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что такая мера может, наоборот, притормозить списание старого парка и стимулировать рост ставок на аренду вагонов. Владельцы вагонов, не задействованных в перевозке, будут стараться не списывать эти вагоны, а отдавать их в аренду по ставкам ниже рынка.

Покупатели для новых вагонов

Неясным остается, будет ли спрос на новые вагоны, о котором говорил Мантуров.

Федеральная грузовая компания (ФГК; «дочка» РЖД) намерена в этом году списать 33 000 старых вагонов (всего у компании 62 320 вагонов с истекшим сроком службы – это 40% парка). Однако, как следует из трехлетнего бизнес-плана оператора, чтобы не потерять долю на рынке, в 2015–2017 гг. компания купит 45 232 новых вагонов за 76 млрд. руб. (1,6 млн. руб. за вагон). Правда, пока компания купила только 200 вагонов – у «Алтайвагона». И еще на 200 вагонов недавно объявила тендер.

Ближайший конкурент ФГК – Первая грузовая компания планирует списать в этом году 10 000 вагонов (старых вагонов у компании 86 094 – 44% парка), говорил гендиректор ПГК Олег Букин в марте. Сколько компания закупит подвижного состава, неизвестно. Планы ПГК по закупке вагонов в 2015 г. будут определяться «рыночными факторами, экономической конъюнктурой и господдержкой при покупке новых вагонов», говорит представитель компании.

Операторы видят более дешевую альтернативу покупке нового вагона в вагонах лизинговых компаний, которые они вернули из-за неплатежей лизингополучателей. Число таких вагонов может достигать 60 000. Они интересны практически всем операторам. «Если мне будет эффективнее покупать новые вагоны – с учетом инвестиций, ставок, доходности, которая есть, – несомненно, я буду покупать новые. Если мне будет эффективно собирать вагоны с рынка – я буду собирать вагоны с рынка», – признавал гендиректор ПГК Олег Букин на конференции «Ведомостей» в конце марта.

По мнению гендиректора ФГК Виталия Евдокименко, вагоны с улучшенными техническими характеристиками (так называемые инновационные вагоны – их производят Тихвинский вагоностроительный завод и «Уралвагонзавод») даже при имеющихся преференциях не окупаются. «Для того чтобы вагоны с повышенной грузоподъемностью стали выгодными для операторов, необходимо либо снижение цен на них, либо качественное улучшение их технических и эксплуатационных характеристик», – говорил он в интервью «Ведомостям» в мае.

Пока основные клиенты вагоностроителей – помимо собственных компаний – грузоотправители.